НАША МИССИЯ: Мы продвигаем стратегию снижения вреда для противодействия эпидемии ВИЧ/СПИДа, сохранения общественного здоровья и реализации гражданских прав потребителей наркотиков и всех жителей России.

О ВССВ
О ВССВ
История ВССВ
Структура сети
Партнеры
Прием в членство
Деятельность
Конференции
Тренинги
Семинары
Конкурсы
Поддержка проектов
Техническая помощь
Адвокация
Сотрудники сети
Знания
Новости
Что такое снижение вреда
Публикации
Ссылки
Общение
Контакты
Рассылка
Глобальное объединение усилий против СПИДа
Поддержка данного сайта осуществляется в рамках проекта "ГЛОБУС"
 
ИСТОРИЯ ВССВ

Работа по снижению вреда в России началась еще в 1996 году, когда в Санкт-Петербурге, Ярославле и Москве были организованы первые программы по обмену шприцев и созданы команды аутрич-работников. К началу 2003 года в стране насчитывалось более 80 проектов снижения вреда. В рамках существующих проектов снижения вреда (СВ) потребители наркотиков и секс-работники могут пройти тестирование на ВИЧ, гепатиты, ИППП, получить консультации, доступ к стерильному оборудованию. Во многих проектах активно ведется работа с осужденными. Все эти действия направлены на защиту здоровья людей и обеспечение условий для соблюдения прав человека на медицинскую помощь. Деятельность программ СВ в некоторых регионах позволила локализовать и установить контроль над эпидемией ВИЧ-инфекции. Деятельность всех проектов СВ позволила приостановить стремительное развитие эпидемии в России.

Работа проектов приносит свои плоды: расширяется клиентура проектов и устанавливаются доверительные отношения между ПИН, СР и сотрудниками СВ. Опросы и мониторинг работы ясно указывает на изменение рискованного поведения и отношения к своему здоровью со стороны наших клиентов. Благодаря нашей работе начинает меняться отношение к проблеме со стороны специалистов - медиков, наркологов, психологов, сотрудников милиции, других профессионалов. Начинает меняться и отношение власти. Это особенно заметно на местах, где власть оказывает поддержку работе организаций, осуществляющих проекты снижения вреда не только в форме устного одобрения и поощрения работы, но и в материальной форме. Так, опросы показывают, что 30-40% финансирования проектов предоставляется в качестве со-финансирования из местных источников. Во многих регионах компонент снижения вреда включен в целевые областные и городские программы по ВИЧ/СПИДу и наркомании.

Работа по снижению вреда получила поддержку не только на региональном уровне. Так, в 1999 г. и 2002 г. были выпущены 2 постановления Главного Государственного Санитарного Врача Российской Федерации Геннадия Онищенко, указывающие на необходимость повсеместного внедрения работы по снижению вреда, направленной на приостановление эпидемии ВИЧ в нашей стране. В 2001 г. Россия подписала Декларацию о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, Принята резолюцией S-26/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи от 27 июня 2001 года, параграф 52 которой гласит:

К 2005 году обеспечить разработку и принятие во всех странах…профилактических программ… направленных на депопуляризацию моделей поведения, создающих угрозу заражения, и поощрение ответственного сексуального поведения, включая воздержание и сохранение верности; расширение доступа к основным товарам, включая мужские и женские презервативы, и стерильные шприцы, и инжекторы; принятие мер по уменьшению вреда, причиняемого в результате применения наркотиков; расширение доступа к системе добровольного и конфиденциального консультирования и тестирования; обеспечение снабжения безопасной донорской кровью; и раннее и эффективное лечение инфекционных заболеваний, передаваемых половым путем.

Однако, несмотря на успехи работы отдельных проектов снижения вреда, а также на подписание международных соглашений, связанных с внедрением элементов этой работы, в нашей стране существуют очень большие трудности. В отличие от других стран СНГ, в России отсутствуют законы, поддерживающие снижение вреда. На сегодняшний день этот компонент не включен даже в федеральную программу по ВИЧ/СПИДу. Налицо невысокая степень поддержки работы с потребителями наркотиков со стороны Министерства Здравоохранения Российской Федерации, в частности отдела Наркологии. Противостояние специалистов - наркологов ведет к тому, что программы заместительной терапии метадоном, которые признаны эффективными во всех странах мира и широко распространяются и в других странах нашего региона, до сих пор являются нелегальными в России.

Охват программ снижения вреда остается ограниченным - прежде всего, осталось очень много территорий, где подобных программ не существует. Второе, уровень финансирования не позволяет достигать проектам СВ значимого охвата группы ПИН и СР. Большинство проектов работают в крупных городах и областных центрах, где количество ПИН настолько велико, что одного проекта просто не достаточно для сколько-нибудь значимого охвата и предоставления услуг ПИН и СР. Кроме того, недостаточное количество проектов проводится в муниципальных образованиях (МО), а также в сельской местности.

До сих пор не налажен качественный мониторинг деятельности проектов снижения вреда. Недостаточно количество исследований, аналитической и описательной работы, направленной на сбор и распространение информации, обобщающей лучший опыт работы проектов СВ. Это, в свою очередь, влияет на то, что у проектов не достаточно инструментов для адвокации работы по снижению вреда на федеральном уровне и на местах.

Таким образом, на сегодняшний день налицо большие успехи в работе отдельных проектов снижения вреда. Однако эти успехи не были задокументированы, обобщены и представлены вниманию партнеров и ключевых лиц, от которых зависит существование и продвижение снижения вреда.

В связи с этим, уже несколько лет назад среди активистов движения и заинтересованных специалистов началось обсуждение необходимости создания объединения организаций, осуществляющих работу по снижению вреда и заинтересованных в продвижении этого подхода и поддержании своей деятельности. В 2003 году был проведен опрос среди проектов СВ, который показал необходимость и заинтересованность в создании и регистрации формального объединения проектов СВ. В ходе опроса мы,представители проектов СВ - высказались о необходимости объединения и обозначили цели, которых мы все хотим достигнуть. В числе первоочередных целей:
- выработка единой стратегии и методов работы
- адвокация, включающая в себя работу с общественным мнением и лоббирование на законодательном уровне
- обмен опытом и информацией о передовом опыте работы
- укрепление сотрудничества и партнерства между организациями
- создание сильного репрезентативного органа, способного целенаправленно работать для достижения этих целей и являющегося инструментом организаций, осуществляющих работу по снижению вреда для продвижения этой работы.

Актуально

Опрос Управления ООН по наркотикам и преступности

Всероссийская сеть снижения вреда выпустила пособие «Адвокация в сфере ВИЧ/СПИДа»
[подробнее]

Online-версия пособия доступна по адресу www.advocacy-manual.ru

 

16-я Международная конференция по ВИЧ/СПИДу
Торонто (Канада), 13-18 августа 2006 г. Информацию о конференции на английском языке вы можете прочитать на сайте конференции   https://www.aids2006.org

 

© 2005 «Всероссийская сеть снижения вреда» Россия, 115093, г. Москва, Партийный пер., дом 1, стр. 3, кор 58, офф 228.
Тел.: (495) 785-04-27, (495) 363-34-96, (495) 363-21-09 Факс: (495) 785-04-28