Поддержка данного
сайта осуществля-
ется в рамках про-
екта "ГЛОБУС"
Снижение вреда — прагматический подход к минимизации вредных последствий для индивидуума и сообщества, связанных с потреблением наркотиков, в особенности, риска ВИЧ-инфекции, гепатита C, инфекций, передаваемых половым путем.
История движения снижения вреда берет свое начало в середине 80-х годов и неразрывно связана с началом эпохи эпидемии СПИДа среди потребителей инъекционных наркотиков (ПИН) в США, Западной Европе и других странах. Эпидемия СПИДа поставила вопрос как перед самими потребителями — как им обезопасить себя и своих друзей, так и перед медицинскими специалистами — как им донести профилактическую информацию до потребителей наркотиков — группы, являвшейся закрытой и недоступной. Медицинским профессионалам было ясно, что если не принимать каких-либо экстренных профилактических мер, остановить стремительное развитие эпидемии среди ПИН будет невозможно.
В середине 80-х годов в Великобритании, Австралии, Германии, Швейцарии, Нидерландах, Канаде и ряде других стран начали работу национальные программы обмена шприцев и помощи потребителям наркотиков, получившие государственную поддержку и финансирование. В связи с угрозой эпидемии ВИЧ-инфекции, в этих странах появилась потребность разработать различные модели программ, которые были бы привлекательны для потребителей наркотиков и отвечали бы на их реальные нужды. Созданные на этой основе службы получили общее название “программы снижения вреда”. Так, например, в графстве Мерсисайд, Великобритания, была разработана комплексная модель, в которую входили обучение способам менее опасного инъекционного введения наркотиков, заместительная терапия (не метадоновая), метадоновая терапия, а также профилактическая работа с людьми, не употребляющими наркотики. В ходе этой работы были выработаны базисные принципы программ снижения вреда:
Внедрение программ снижения вреда привело к переориентации в направлении работы наркослужб. Основным принципом их работы стала ориентация на непосредственные нужды потребителей наркотиков, сотрудничество и взаимодействие с представителями этой группы. В то же время началось проведение научной оценки таких программ как обмен шприцев и другие.
Самый мощный отпор программы снижения вреда встретили в Америке, так как США является идеологической родиной жесткой репрессивной политики по отношению к наркотикам, экспансированной на другие страны мира и известной под названием «Война против наркотиков» ("War on Drugs”). Развитие программ снижения вреда в этой стране было очень сложным, многие из тех людей, которые начинали в Америке программы обмена шприцев, подвергались арестам и гонениям со стороны властей различных штатов. В 1985 году, отделом наркологических служб штата Нью-Йорк (New York State Division of Substance Abuse Services) было проведено совещание по поводу возросшего количества случаев СПИДа, связанного с употреблением инъекционных наркотиков. Эта группа возродила деятельность организации ADAPT (Ассоциация профилактики и лечения наркозависимости), которая к тому времени уже фактически прекратила свое существование, ее деятельность ограничивалась проведением кампаний за права бывших наркоманов на получение работы и отмены заведенных на них уголовных дел. Новая организация ADAPT сосредоточила круг своих интересов в области проблем ВИЧ/СПИДа и защиты прав потребителей наркотиков и начала проведение программ аутрич, обучающих потребителей дезинфицированию инструментария хлорсодержащим раствором с целью избежать инфицирования ВИЧ. Также программа отстаивала необходимость внедрения программ обмена и раздачи шприцев.
Столкнувшись с сопротивлением со стороны департамента здравоохранения штата, программа заявила о том, что начнет раздачу шприцев. Участникам программы угрожали тем, что их лишат лицензий на профессиональную деятельность. Но под давлением общественного мнения, департамент был вынужден поддержать экспериментальный проект обмена шприцев. Этот проект изначально был обречен на провал. Он был расположен в здании напротив помещения уголовного суда, в нежилом районе, распространение информации о проекте было запрещено, а людей, которые приходили обменять шприцы, принуждали пройти консультации и согласиться пройти лечение от наркозависимости. В результате подобной политики, за все время работы в программу обратилось всего несколько человек. После десяти месяцев работы программы эксперимент был прекращен.
В конце 80-х в связи с необходимостью обеспечения стерильным инструментарием в некоторых городах США была начата работа нелегальных программ обмена шприцев. В 1992 году Департамент Здравоохранения штата Нью-Йорк выпустил исключения из общего законодательства, официально подтвердивших легальный статус пяти программам обмена шприцев, осуществляемых общественными организациями в городе Нью-Йорк. К тому времени (конец 80-х) на Гавайях уже работал пункт обмена шприцев, а в начале 1980-х годов официально открылись пункты в Такоме и Сан-Франциско. По мере открытия в США программ обмена игл, работающих нелегально и легально де факто, образовалась “Сеть пунктов обмена шприцев Северной Америки”.
C 1992 по 1993 год Университетом Калифорнии (Беркли) для Государственного Центра по контролю за Заболеваемостью (CDC) было проведено общенациональное исследование существующих программ обмена шприцев. Цель этого исследования — оценка влияния программ обмена игл на общественное здравоохранение. Это исследование показало, что программы обмена шприцев и снижения вреда от употребления наркотиков существенно снижают риск инфицирования ВИЧ среди потребителей наркотиков и являются эффективным инструментом профилактической работы. Одним из существенных выводов, сделанных в этом исследовании был вывод о том, что программы обмена шприцев ни в коей мере не способствуют увеличению количества людей, употребляющих наркотики, а также количества людей, употребляющих наркотики инъекционным образом. Напротив, зачастую программы обмена шприцев служат инструментом мотивации потребителей наркотиков к увеличению обеспокоенности по вопросам собственного здоровья, к обращению их в медицинские службы и программы лечения наркозависимости (детоксикация, реабилитационные программы).
Второе крупное исследование программ обмена шприцев было проведено в 1994 году по запросу администрации Клинтона. Исследование осуществлялось Государственным Центром по контролю за Заболеваемостью, Национальным Институтом Общественного Здравоохранения, Административным комитетом по вопросам злоупотребления наркотиками и психического здоровья, Административным комитетом служб и ресурсов здравоохранения и Административным комитетом по Пищевым и Лекарственным продуктам. Данное исследование подтвердило выводы, сделанные ранее и порекомендовало отменить запрет на федеральное финансирование программ обмена шприцев. Эти выводы значительно повлияли на мнение медицинских специалистов и общественности по отношению к программам снижения вреда.
В начале 90-х годов, после разрушения железного занавеса проблема эпидемии наркомании и ВИЧ-инфекции стала актуальной и для стран Восточной Европы и СНГ. Вспышка ВИЧ-инфекции разразилась на территории близлежащей Украины, в некоторых городах России, таких как Калининград, Ростов, Новороссийск, и др. В некоторых городах Украины повторилось то же, что и в тех местах, где не было принято срочных мер по профилактической работе среди ПИН. Так, в городе Одесса уровень распространения ВИЧ-инфекции среди ПИН в январе 1995 года был равен 1,4%, к январю 1996 года эта цифра выросла до 31%. Подобная ситуация сложилась и в других городах Украины. В этих городах началась работа профилактических программ по снижению вреда, но из-за недостатка финансирования эти программы не приобрели должного охвата. Специалисты национальных и международных организаций, работающих на территории Украины признают, что работа профилактических программ началась в этой стране слишком поздно, когда эпидемия уже охватила широкие слои потребителей наркотиков.
Из-за стремительного роста эпидемии в некоторых городах России стало ясно, что если не принимать экстренных профилактических мер, нашу страну может постигнуть такая же участь, как и наших соседей. В 1996 году в России появились первые проекты снижения вреда.
Сегодня в различных регионах Российской Федерации функционируют более семидесяти проектов снижения вреда. Проекты включают в себя информационные программы (предоставление информации об инфекционных заболеваниях, таких, как ВИЧ, вирусные гепатиты и др.); предоставление медицинского и психологического консультирования, а также предоставление потребителям инъекционных наркотиков направлений в медицинские учреждения (инфекционные больницы, наркологические больницы, реабилитационные программы, тестирование на ВИЧ, гепатиты и т.д.); предоставление им материалов личной профилактики (презервативы, шприцы). В основном, региональные программы осуществляются на базе СПИД-центров, а также неправительственными организациями в тесном сотрудничестве с Центрами СПИД, наркологическими и инфекционными больницами, а также другими медицинскими организациями.
При подготовке данного раздела использовались материалы Информационно-Ресурсного Центра программы «Российская Инициатива Снижения Вреда» организации «Врачи Без Границ».
![]() |
© 2006—2008 «Всероссийская сеть снижения вреда» 127254, Москва, Огородный проезд, д. 5, стр. 3 Телефон: (495) 663-21-02; Факс: (495) 663-21-03 |
|||
ЧТО ТАКОЕ СНИЖЕНИЕ ВРЕДА | ИСТОРИЯ ВССВ | МИССИЯ. ЦЕЛИ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | СТРУКТУРА СЕТИ | ПАРТНЕРЫ | КАК ВСТУПИТЬ В СЕТЬ | ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТОВ | ОБУЧАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | АДВОКАЦИЯ | ПУБЛИКАЦИИ ВССВ | РАССЫЛКА |