Поддержка данного
сайта осуществля-
ется в рамках про-
екта "ГЛОБУС"
Работа по снижению вреда (СВ) в России началась еще в 1996 году, когда в ответ на взрывной рост уровня потребления наркотиков и распространения ВИЧ-инфекции в нескольких городах страны (Санкт-Петербурге, Ярославле и Москве) были организованы первые проекты по обмену шприцев и созданы команды аутрич-работников. К началу 2000 года в стране насчитывалось более 70 проектов снижения вреда, направленных на предотвращение ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков (ПИН).
В рамках проектов СВ потребители наркотиков и секс-работники (СР) могли пройти тестирование на ВИЧ, гепатиты, ИППП, получить консультации, доступ к стерильному оборудованию. Во многих проектах активно велась работа с осужденными. Все эти действия были направлены на защиту здоровья людей и обеспечение условий для соблюдения прав человека на медицинскую помощь.
Работа приносила свои плоды: расширялась клиентура проектов, устанавливались доверительные отношения между потребителями инъекционных наркотиков, секс-работниками и сотрудниками проектов СВ. Опросы и мониторинг работы ясно указывали на изменение рискованного поведения и отношения к своему здоровью со стороны клиентов проектов. Деятельность программ снижения вреда в некоторых регионах позволила локализовать и установить контроль над эпидемией ВИЧ-инфекции.
Благодаря работе проектов менялось отношение к проблеме со стороны специалистов - медиков, наркологов, психологов, сотрудников милиции, других профессионалов. Постепенно менялось и отношение власти. Это особенно было заметно на местах, где власть оказывала поддержку работе организаций, осуществляющих проекты снижения вреда не только в форме устного одобрения и поощрения работы, но и в материальной форме. Так, 30-40% финансирования проектов предоставлялось в качестве со-финансирования из местных источников. Во многих регионах компонент снижения вреда был включен в целевые областные и городские программы по ВИЧ/СПИДу и наркомании.
Работа по снижению вреда получила поддержку не только на региональном уровне. Так, в 1999 г. и 2002 г. были выпущены 2 постановления Главного Государственного Санитарного Врача Российской Федерации Геннадия Онищенко, указывающие на необходимость повсеместного внедрения работы по снижению вреда, направленной на приостановление эпидемии ВИЧ в нашей стране. В 2001 г. Россия подписала Декларацию о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом (принята резолюцией S-26/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи от 27 июня 2001 года), параграф 52 которой гласит:
«к 2005 году обеспечить разработку и принятие во всех странах, особенно в странах, наиболее серьезно затронутых этой проблемой, широкого круга профилактических программ, учитывающих местные особенности, этические нормы и культурные ценности и охватывающих такие сферы, как информация, просвещение и связь, на языках, наиболее понятных для общин, с соблюдением культурных традиций, и направленных на депопуляризацию моделей поведения, создающих угрозу заражения, и поощрение ответственного сексуального поведения, включая воздержание и сохранение верности; расширение доступа к основным товарам, включая мужские и женские презервативы и стерильные шприцы и инжекторы; принятие мер по уменьшению вреда, причиняемого в результате применения лекарственных препаратов; расширение доступа к системе добровольного и конфиденциального консультирования и тестирования; обеспечение снабжения безопасной донорской кровью; и раннее и эффективное лечение инфекционных заболеваний, передаваемых половым путем».
Однако, несмотря на успехи работы отдельных проектов снижения вреда, а также на подписание международных соглашений, связанных с внедрением элементов этой работы, в нашей стране существовали очень большие трудности. В отличие от других стран СНГ, в России отсутствовали (и до сих пор отсутствуют) законы, поддерживающие снижение вреда. Этот компонент не был включен даже в федеральную программу по ВИЧ/СПИДу. Налицо была невысокая степень поддержки работы с потребителями наркотиков со стороны Министерства Здравоохранения Российской Федерации, в частности отдела Наркологии. Противостояние специалистов - наркологов привело к тому, что программы заместительной терапии метадоном, которые признаны эффективными во всех странах мира и широко распространяются и в других странах нашего региона, оставались (и до сих пор остаются) нелегальными в России.
Охват программ снижения вреда был ограниченным - прежде всего, оставалось очень много территорий, где подобные программы не существовали. Уровень финансирования не позволял достигать проектам снижения вреда значимого охвата группы ПИН и СР. Большинство проектов работали в крупных городах и областных центрах, где количество ПИН настолько велико, что одного проекта было недостаточно для сколько-нибудь значимого охвата и предоставления услуг ПИН и СР. Кроме того, недостаточное количество проектов проводилось в муниципальных образованиях (МО), а также в сельской местности.
Не был налажен качественный мониторинг деятельности проектов снижения вреда. Недостаточно количество исследований, аналитической и описательной работы, направленной на сбор и распространение информации, обобщающей лучший опыт работы проектов СВ. Это, в свою очередь, влияло на то, что у проектов не было инструментов для адвокации работы по снижению вреда на федеральном уровне и на местах. Налицо были успехи в работе отдельных проектов снижения вреда, но эти успехи не были задокументированы, обобщены и представлены вниманию партнеров и ключевых лиц, от которых зависело существование и продвижение снижения вреда.
В начале 2000-х гг. активисты движения начали обсуждать необходимость объединения организаций, осуществляющих работу по снижению вреда. В 2003 году был проведен опрос среди проектов снижения вреда, который показал необходимость и заинтересованность в создании и регистрации формального объединения проектов. В ходе опроса представители проектов СВ высказались о необходимости объединения и обозначили первоочередные цели: выработка единой стратегии и методов работы; адвокация, включающая в себя работу с общественным мнением и лоббирование на законодательном уровне; обмен опытом и информацией о передовом опыте работы; укрепление сотрудничества и партнерства между организациями, реализующими программы снижения вреда; создание сильного репрезентативного органа, способного целенаправленно работать для достижения этих целей и являющегося инструментом организаций, осуществляющих работу по снижению вреда для продвижения этой работы.
В 2003 г. было принято решение о создании независимой ассоциации, объединяющей организации, которые реализуют проекты СВ, и 6 февраля 2004 г. Всероссийская сеть снижения вреда была официально зарегистрирована в форме некоммерческого партнерства.
Сегодня Всероссийская сеть снижения вреда объединяет физических лиц, государственные и общественные организации, участвующие в реализации программ СВ и заинтересованные в их усилении и популяризации.
Членами ВССВ могут быть физические лица – граждане РФ и юридические лица, зарегистрированные на территории РФ.
![]() |
© 2006—2008 «Всероссийская сеть снижения вреда» 127254, Москва, Огородный проезд, д. 5, стр. 3 Телефон: (495) 663-21-02; Факс: (495) 663-21-03 |
|||
ЧТО ТАКОЕ СНИЖЕНИЕ ВРЕДА | ИСТОРИЯ ВССВ | МИССИЯ. ЦЕЛИ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | СТРУКТУРА СЕТИ | ПАРТНЕРЫ | КАК ВСТУПИТЬ В СЕТЬ | ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТОВ | ОБУЧАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | АДВОКАЦИЯ | ПУБЛИКАЦИИ ВССВ | РАССЫЛКА |